• Шины Грузовые/Спец/Сельх.
  • Шины Легковые
  • Мото/Вело/Квадро шины
  • Диски Легковые
  • Диски Грузовые
Шины Грузовые/Спец/Сельх.
Шины Легковые
Мото/Вело/Квадро шины
Диски Легковые
Диски Грузовые

Водитель и шины: вопросы взаимовыручки

2025-02-10

1519

Новость
Новость

Не зря говорят: «Один в поле не воин». Моменты взаимовыручки важны не только в отношениях между людьми, но и в условной системе «водитель-автомобиль-дорога». Например, водитель во время движения на что-то отвлёкся и не сразу заметил, что едущая перед ним автомашина по какой-то причине резко сбавила ход. Поскольку реакция на помеху у второго водителя оказалась запоздалой, дистанция между автомобилями стала стремительно сокращаться вплоть до угрозы жёсткого столкновения. Но на помощь зазевавшемуся ездоку при его позднем экстренном торможении могут прийти хорошие цепкие шины. И если они способны обеспечить более эффективное замедление по сравнению с тем автомобилем, что столь же резко тормозит впереди, то аварии не случится. В такой ситуации качественные свежие шины выручают водителя.

Другой расклад. Сплошь и рядом в неблагоприятных погодных условиях водитель своим мастерством помогает шинам катиться, а не скользить. Под колёсами лёд? Значит, как можно плавнее разгоняемся держать увеличенную дистанцию, ни в коем случае не допуская чрезмерного нажатия на тормозную педаль.

Подстраховка водителя в отношении ненадёжно цепляющихся за дорогу шин тоже является нормой и жизненно важной необходимостью.

Вывод прост: чем надёжнее ваш партнёр в упомянутой ранее системе «водитель-автомобиль-дорога», тем спокойнее и безопаснее едется любому водителю. Однако шины – это не только важнейшая и единственная опора для колёсных транспортных средств, это ещё и ценный источник информации для того, кто управляет процессом движения.

К примеру, снижение давления в любой из шин всего лишь на 0,3-0,4 бара уже очень хорошо ощущается по изменениям в поведении легковой автомашины. Если приспущена передняя шина, то опытный водитель явственно чувствует, что автомобиль тянет в сторону колеса с меньшим давлением воздуха. Вместе с появлением ненормального одностороннего усилия на руле при изменении траектории движения наблюдается ещё и некая размазанность, неточность в откликах автомобиля на управляющие действия водителя. А когда заметно снижается давление в шине заднего колеса, то увод в сторону менее ощутим.

Зато появляется нездоровая болтанка кормы, которая где-то на вираже способна привести даже к заносу. Поэтому обратная связь от шин для водителя, несомненно, важна. Хорошо отлаженная машина с правильно отрегулированными углами установки колёс должна сама бежать по прямой, словно умная лошадь, которую не нужно лишний раз дёргать за вожжи.

Что характерно, если всё-таки автомобиль с полностью исправным шасси требует постоянного подруливания на прямолинейных участках загородных шоссе, то причиной этому могут быть шины разных моделей на передних и задних колёсах. Вследствие особенностей конструкции они, как правило, по-разному сопротивляются боковому уводу. Например, у одной модели каркас пожёстче, а у другой помягче. И когда сзади установлены менее стойкие к поперечным нагрузкам шины, то их увеличенный люфт влево-вправо за счёт деформации боковин как раз и вызывает короткие траекторные отклонения машины от заданного курса. Они-то и напрягают водителя автомобиля с разномастным набором покрышек, особенно в дальних поездках. Вот почему, если в заводской инструкции прописан одинаковый типоразмер для передних и задних колёс, то надо непременно устанавливать все четыре шины только одной модели.

Кроме того, не следует забывать и про разницу в рисунках протектора. Как поведёт себя в критической ситуации машина-«разношинница», можно только гадать, поэтому не стоит заниматься подобными экспериментами.

И раз уж речь зашла про возможное различие в боковых уводах передних и задних покрышек, есть повод упомянуть о мотивах применения двухскатной ошиновки колёс задней оси на коммерческих транспортных средствах.

Да, безусловно, на первое место в таком решении ставится грузоподъемность. А ещё при одной и той же размерности всех шин удаётся сохранить взаимозаменяемость по кругу между всеми колёсами. Так конструкторы поступают чаще всего, хотя из общего правила по разным соображениям иногда встречаются исключения. Разумеется, разработчики новых автомашин заботятся и о снижении погрузочной высоты грузовой платформы или уровня пола в автобусе. Если это не вездеход, то на дорожном автомобиле предпочтительнее поставить пару колёс диаметром поменьше, чем одно громоздкое и большое. Таким образом понижается расположение центра тяжести автомобиля, и, соответственно, улучшается его устойчивость. А применительно к актуальной теме уменьшения углов увода шин задней оси спаренные колёса будут вдвойне эффективнее сопротивляться боковым силам. Можно сказать, что у задней части авто практически исчезает болтанка. Именно этим объясняется отличная курсовая устойчивость грузовиков, автобусов и специальных автомобилей с двухскатной ошиновкой хоть на одной-единственной задней оси, хоть на многоосной задней тележке. Даже при гололёде они едут очень стабильно, несмотря на отсутствие шипов. Секрета никакого здесь нет: ведь когда задние колёса меньше передних реагируют на всевозможные поперечные силы, автомашина будет послушно держать заданное водителем направление. При такой компоновке колёс ещё важнее следить за равенством давления в каждой паре покрышек. Нагрузка между должна распределяться равномерно, иначе возможны проблемы. И, кроме всех привычных контрольных процедур относительно любых других колёс, необходимо вовремя удалять застрявшие между шинами посторонние предметы. Во-первых, они могут своими краями насквозь протереть боковины шин, а, во-вторых, иногда они словно из пращи вылетают в автомобиль, едущий сзади.

Теперь вернёмся к обычным легковым автомашинам. Есть повод упомянуть про увлечение некоторых больших «детей», которые никак не могут наиграться в яркие, не такие, как у всех, машинки. Нет-нет, да и встречаются в транспортном потоке вычурные средства не то что передвижения, а скорее демонстрации своего «Я».

Речь идёт о старых автомобилях с широко расставленными, торчащими из арок колёсами, которые к тому же сильно завалены внутрь кузова своими верхними частями. Мало того: бедные шины принудительно растянуты поперёк на самодельных сварных дисках непомерной ширины. Видимо, хозяева таких авто воображают себя гонщиками, которые только и делают, что носятся с немыслимыми скоростями по извилистым горным дорогам города Омска и Омской области. Вероятно, горе-ездокам кажется, что с отрицательными углами развала, с проставками-расширителями колеи и с растянутыми словно для казни покрышками чудо-машина становится невероятно устойчивой. А то, что с такими «доработками» руль на каждой неровности дёргается в руках и протектор цепляется за дорогу только внутренней частью, в расчёт не берется. В плане безопасности и получения удовольствия от езды здесь сплошные минусы. Сомнительный плюс от таких технических экстравагантных изменений видится только один: произвести впечатление на окружающих. Призыв к чувству меры хорошо обозначен в известном двустишии: «Но, следуя за модой, себя не изуродуй!»

Желаю вам только счастливого пути на технически исправном автомобиле!

Наш эксперт: Залознов Василий Иванович