Рабочее место шины
2023-12-14
1364
Большинство автовладельцев весьма тщательно относится к выбору шин, стараясь подобрать оптимальное соотношение цены и качества. И лишь немногие задумываются о том, как будет чувствовать себя новенькая шина на своем рабочем месте. А ведь вопрос этот совсем не праздный, если Вы собираетесь использовать нештатные, неоригинальные колеса от стороннего производителя!
Не секрет, что одной из важнейших функций автомобильной шины является смягчение ударов и толчков, передающихся на колесо от неровностей дороги. Для наилучшей амортизации боковины покрышки должны быть немного выгнутыми наружу, если представить себе поперечное сечение шины. С этой целью автопроизводитель закладывает определённую ширину обода колеса, которая, как правило, существенно меньше, чем ширина протектора. К примеру, на «Мерседесе» B-класса ширина обода составляет чуть больше 152-х миллиметров, а ширина профиля в рекомендованной заводом-изготовителем размерности шин колеблется от 195 до 205 миллиметров. Иначе говоря, бортовые кольца шины на ободе сведены внутрь по отношению к внешней, верхней её части.
За счет такого соотношения достигается не только высокий уровень комфорта при работе шин, но ещё и отличная, выверенная до мелочей управляемость автомобиля. Если хозяин любого авто попытается установить колеса от какой-то другой модели, поуже, то при таком варианте боковины шин станут деформироваться намного сильней. От этого машина наверняка будет хуже слушаться руля, поскольку возрастут боковые уводы покрышек при поперечных нагрузках. Размазанные реакции автомобиля на управляющие действия водителя при установке нештатных, зауженных колес могут привести к опасному развитию событий в какой-то напряженной дорожной ситуации.
Другой, тоже неверный, подход – это установка очень широких колес, у которых ширина обода намного больше ширины протектора.
Цель такой комбинации чаще всего одна – произвести впечатление на окружающих грозным видом широченных колес, торчащих наружу из арок. Кроме того, владельцу автомобиля с разлапистыми колесами кажется, что его машина более чутко слушается руля по сравнению со стандартными аналогами. Чутко – возможно, но при этом автомобиль на чрезмерно широких «катках» мечется по дороге то влево, то вправо. Исключительно высокая чувствительность к продавленным в асфальте колеям и отвратительная курсовая устойчивость становятся малоприятным дополнением к вызывающему внешнему виду.
Но, как говорится, любовь зла…
Плохо то, что растянутые в стороны боковины шин на широких ободах уже не в состоянии нормально амортизировать удары от кочек и выбоин. Риск повреждение боковин возрастает, а еще ухудшается распределение усилий в пятне контакта шины с дорогой. Оно становится неравномерным из-за вывернутой неестественной посадки бортовых колец на полках чрезмерно широкого обода. Худшие сцепление элементов протектора с дорогой, а также его повышенный и неравномерный износ становятся двумя бесплатными приложениями для любителей экстравагантных колесиков.
Здесь самое время напомнить про другой важнейший параметр колеса – его так называемый вылет. Вылетом считается расстояние от продольного серединного сечения колеса до плоскости его крепления к ступице. Вылет принято обозначать двумя буквами – ЕТ и следом за ними цифрами измерения в миллиметрах. Такую маркировку, к примеру, ЕТ34, ЕТ47, ЕТ51, принято наносить на внутренней стороне легкосплавленных колёс, или, наоборот, снаружи, если речь идет о стальных штампованных моделях.
Чтобы автомобиль был послушным в Ваших руках, нужно придерживаться рекомендованной автопроизводителем и ширины обода (кстати, она маркируется в дюймах), и той самой, только что упомянутой величины вылета в миллиметрах.
В завершение темы технического ликбеза стоит упомянуть про диаметр расположения и количество крепёжных отверстий на колесе. Об этом свидетельствует обозначение PCD с цифрами: например, 4х100 – четыре отверстия, на диаметре 100 миллиметров. И, наконец, диаметр самого большого, центрального отверстия в колесе тоже не следует упускать из виду.
Когда автовладелец правильно подберет приглянувшиеся ему неоригинальные колеса согласно заданных заводом – изготовителем вышеперечисленных параметров, то и его автомобиль сохранит все заложенные в шасси достоинства. Само собой разумеется, что и шины на нем будут работать с максимальной отдачей в наиболее благоприятных условиях.
Ну, а при возникновении малейших сомнений в правильности выбора колес и шин лучше всего обращаться к профессиональным сотрудникам фирменных шинных центров.
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович