Рабочая температура шины и её влияние на износ
2024-07-04
33835
Очевидно, что абсолютное большинство водителей кровно заинтересовано в увеличение срока службы шин. В связи с этим полезно всегда помнить о том, что чем горячее резина, тем быстрее происходит её износ.
А что же заставляет шину греться во время движения?
Если посмотреть на катящееся колесо сбоку, то можно представить процессы, происходящие внутри шины. Спереди нижняя часть покрышки, вступая в контакт с дорогой, испытывает под нагрузкой мощное усилие сжатия. И почти сразу же, по мере прокатывания колеса вперёд, сжатая часть шины выходит из зоны опоры на поверхность шоссе. От этого сжатый участок моментально разгружается и подвергается растяжению. Быстрая смена знакопеременных нагрузок способствует интенсивному выделению тепла. Если так можно выразиться, свою лепту в нагрев резины вносит и постоянное тискание сжатого воздуха внутри шины. Соответственно, чем быстрее катится колесо и чем выше на него нагрузка, тем сильнее разогревается шина.
Повторюсь, зависимость здесь предельно проста – чем горячее резины, тем скорее она изнашивается.
Всё выше сказано справедливо для свободно катящегося колеса по прямой в тех случаях, когда оно дополнительно не нагружено, ни тяговым, ни тормозным, ни боковым усилием. Но ведь во время езды водителю приходится, то разгонять автомобиль, то нажимать на тормозную педаль, то поворотом руля менять направление движения, иногда даже совмещая некоторые управляющие действия. Тем самым мы ещё догружаем и греем шины, сжимая или растягивая их в разных направлениях.
Прибавьте к этому деформацию резины при езде по неровностям, и Вы наверняка прочувствуете, насколько критичным в плане износа протектора является стиль вашего вождения. Плавность и неспешность-именно так можно обозначить два ключевых фактора для повышения необходимости шин. Третий — это строгие контроль за соблюдением рекомендованного давления воздуха, ведь его снижение или повышение тоже напрямую влияет на нагрев. Кстати, качество вождения и соответственно водительскую квалификацию несложно отслеживать по самочувствию пассажиров вашего авто.
Исследование Медиков и автомобильных инженеров показывают, что человек находясь внутри движущегося автомашины, чувствует себя вполне комфортно, если уровень воздействующих на него вертикальных ускорений не превышает величины 0,3 - 0,4 g, а продольное и поперечное ускорение не выходят за рамки очень умеренных 0,15 - 0,2 g. Здесь, разумеется, g — это ускорение свободного падения 9,81 м/с².
Иными словами, если пассажира не подбрасывают на кочках и не болтает из стороны в сторону, то он себя чувствует прекрасно, испытывая благодарность к умелому водителю. И, напротив, дёрганая манера езды плохо сказывается как на самочувствие ваших попутчиков, так и на автомобильных шинах. Тем не менее, бывают ситуации, когда приходится ездить быстрее обычного. Например, это могут быть занятия по отработке контраварийных приёмов управления автомобилем или автоспортивные состязания. Тут уже каждый Водитель сам выбирает, когда сдвигать воображаемой регулятор баланса между получением удовольствия от езды и сроком службы резины.
Справедливости ради надо сказать, что появление дыма, либо при кратковременной интенсивной пробуксовки ведущих колёс на сухом твёрдом покрытии, либо при боковом скольжении схожих условиях не особенно практично с точки зрения износа протектора. Короткие поверхностный нагрев в слое резины толщиной в 0,1 миллиметра хоть и вызывает эффектные Дымок, но при этом особо не складывается на износостойкости. Но если чуть передержать газ или увеличится скольжение дольше 10-15 секунд, то возникает риска обугливания элементов протектора, пусть даже на небольшую глубину. Гораздо опаснее для сохранности шин длительный тяжёлый перегрев, например при езде со значительно уменьшенным давлением воздуха.
Проехать на полуспущенной шине долгое время — это значит изломкость, разрушить непосильной нагрузкой её каркас и тем самым окончательно уничтожить покрышку. Тем, Кому приходится постоянно эксплуатировать автомобиль с полной нагрузкой, имеет смысл обратить внимание на модели шин с усиленным каркасом. Заведомо более грузоподъёмные шины после обозначения размерности могут иметь в маркировке дополнительную букву С, например 185/70r14c. Такая буковка указывает на то, что шины специально разработана для коммерческого использования. Другим объективным показателем в маркировке является индекс грузоподъёмности, а также, как вариант показатель нормы стойкости. Цифры перед латинскими буквами PR укажете на количество слоёв каркаса: 8, 10, 12, 14. Чем больше слоёв, тем крепче шина.
Само собой Разумеется, что при выборе любых, в том числе и усиленных шин, Вы должны чётко соблюдать рекомендации завода-изготовителя вашего автомобиля. Если всё сходится как в плане размерности, так и по индексу допустимой скорости, то нужно быть готовым к ухудшению плавности хода после установки более тяжёлых и более прочных шин. Тут тоже, надеюсь понятно, что чем тяжелее колесо, тем сильнее будут ощущаться вибрация вот так называемых неподрессоренных масс. А колесо в сборе как раз и является едва линия главной неподрессоренной массой автомобиля.
Тем не менее, шейные с обозначениями С, хорошо показывать себя при эксплуатации на щебенчатых и гравийных дорогах. И чем крепче каркас, тем меньше вероятность повреждения на каменистом покрытии. Выбор новых шин — это всегда компромисс поиск лучшего сочетания свойств, которые для вас главнее других, возможно, каких-то второстепенных характеристик. Поэтому при покупке новенького комплекта авторезины полезно проконсультироваться с толковым специалистом одного из фирменных шинных центров. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Вполне возможно, что своевременный отдельный совет убережёт вас от досадной оплошности.
Ещё одно наблюдение из практики. Часть владельцев личного транспорта охотно используют автоприцепы, особенно для хозяйственных нужд, а иногда и для автопутешествий.
Стремясь увести побольше, водители машины с прицепом не редкость сверх меры перегружают тележку, что в свою очередь вызывает превышение допустимой нагрузки на шины вместе с этим бытует распространённое мнение, что дескать на тележку можно поставить старую и стёртую резину. Иногда на прицепах приходится видеть не только облысевшие, но и кривые покрышки с грыжами, которые годятся разве что для утилизации. Такая экономность горе водителя представляет угрозу для безопасности движения, поэтому вопросе подбора шин на прицеп никаких послаблений быть не должно. Размерность колёс, глубина протектора, тщательность балансировки, индекс скорости, индекс подъёмности должны соответствовать конкретной модели автоприцепа. Кстати, совсем не лишним на прицепе будет и запасное колесо, особенно в Италии поездке.
А ещё нужно чётко предоставлять себе азот возможной процесс установки домкрата под прицеп для замены поверх повреждённого основного кольца. Учтите, что такая работа не всегда возможна с использованием штатного автомобильного домкрата.
Желаю вам только Счастливого пути на надёжных и свежих шинах!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович